Интегрированная НОД «История о грустном художнике»

Интегрированная НОД «История о грустном художнике»

Группа: подготовительная  (возраст от 6 до 7 лет)

Программное содержание:

  1. Познакомить с индивидуальной манерой творчества художника И.И. Левитана.
  2. Расширять знания детей об изобразительном искусстве.
  3. Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
  4. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности детей.

Предварительная работа: Наблюдение за природным явлением: сезонными изменениями в природе  и за состоянием погоды. Рассматривание иллюстраций художников.

Оборудование: Кисти щетинные и мягкие, свечи, акварельные краски, мелки, палитра, карандаши, бумага, мультимедиа проектор, музыкальный центр.

Ход НОД:

(Дети входят в группу, на столе лежат предметы:  краски, кисти, листы, палитра)

Педагог: Посмотрите, кто - то был в нашей группе и оставил  эти предметы. Как вы думаете, человек, какой профессии забыл все эти предметы?

(дети рассматривают предметы)

Дети: Эти предметы оставил художник.

Педагог: Правильно,  это оставил художник. Кто из вас вспомнит стихотворение о художнике, которое недавно с вами мы выучили.

«Художник» В. Степанов.

«Может кисточкой художник

Рисовать на полотне:

Это ежик, это дождик,

Это звездочка в окне.

На его картинах краски

Оживают словно в сказке».

 

Педагог: Скажите, а кто такой художник?

Дети: Художник – это человек, который свои впечатления передает в картинах.

Педагог: Капельки росы, первые листья, радугу, убранство природы во все времена года -  обо всем этом художник рассказывает в красках и цвете.

Педагог: Ребята, мы уже познакомились с творчеством художника Ивана Шишкина. Вы помните, каким художником его прозвали?

Дети: Он был  лесным художником

Педагог: Скажите, а почему его так прозвали?

Дети: Он очень любил рисовать лес.

Педагог: Правильно он очень любил рисовать природу.

Педагог: Сегодня, я хочу рассказать вам, историю одного грустного художника, садитесь  удобнее и слушайте.

(дети сидят на  пуфики, на мультимедиа проецируется слайд 1 звучит тихая музыка)

"Жил-был грустный художник, звали его Исаак Ильич Левитан. Грустным он был потому, что уж очень невеселая была у него жизнь. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго. На учебу у него не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Он часто был голоден, ходил в старой и рваной одежде, а теплой одежды вообще не имел. Представьте, как замерзал он в холодные зимние дни.

(на мультимедиа проецируется слайд 2)

В том доме, где он вырос, у него не было даже своего уголка, поэтому студентом он часто оставался ноче­вать в своем училище. Устраивался под лавкой и старался забиться по­дальше, чтобы его не заметил и не выгнал злой сторож.

(на мультимедиа проецируется слайд 3)

Да, трудно пришлось грустному художнику, но все же он стал настоящим мастером. Все, кто видел его картины, признавали, что еще никто не умел изображать природу так, как он. Грустный художник умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растет трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо.

(на мультимедиа проецируется слайд 4)

 Но... он не любил Солнце. Оно казалось ему чересчур ярким, не в меру резким, назойливым, оно мешало ему наслаждаться природой. Поэтому, чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни или вечер, или осень, когда Солнца становится совсем мало. А ведь сколько раз Солнце посылало ему свои маленькие горячие лучики, чтобы они заставили его развеселиться. Ведь не бывало еще человека, который не играл, хотя бы в детстве, с Солнечными зайчиками. Но грустный художник только печально отворачивался, заметив, как они прыгают перед ним на земле или на воде.  Надевал на свою голову темную шляпу с большими полями или уходил в дом, и ждал, когда наступят сумерки или небо затянется тучами.

(на мультимедиа проецируется слайд 5)

Но все равно картины грустного художника были прекрасны. И все любители живописи тотчас узнавали их не только по краскам, но и по настроению.

- Смотрите, вот новая картина Грустного художника! — говорили они.  Как она печальна! Видите, вот дорога. На ней никого  нет, только земля и небо. Но мы как будто слышим протяжную песню людей, хоть их и не видим.

(на мультимедиа проецируется слайд 6)

Вот и весна! Трогательные тонкие деревья отражаются в воде и оттого кажутся длинными-длинными... Еще холодно, хотя небо уже по-весеннему поголубело... Совсем скоро вода сойдет, покажется мокрая земля, засияет солнце, расцветут цветы, распустятся молодые листочки... Но такую привычную, звонкую весну любят все, а грустному художнику хотелось показать, как прекрасен и серенький, зябкий день. Ведь этого никто раньше не замечал.

(на мультимедиа проецируется слайд 7)

Но веселые Солнечные Лучики решили, что не оставят грустного художника в покое. Они все время старались попасться ему на глаза, прыгнуть на кончик кисти. Иногда художник нехотя пускал их в свои картины, но так, чтобы они не очень - то распускались. То разбросает солнечные пятна на лужайке в лесу, где они не слишком яркие, то позволит им поплясать немного на воде, чтобы их отсветы не слепили глаза.

(на мультимедиа проецируется слайд 8)

Но Солнечным Лучикам казалось несправедливым, что такой замечательный художник не любит и не замечает их красоты, которая так радует других людей. И однажды они сговорились попробовать застигнуть его врасплох, развеселить и даже рассмешить. Начиналась весна, и день стоял солнечный и радостный. Грустный художник ехал в санях и невесело посматривал по сторонам. «Видно, не придется сегодня поработать, — думал он, — слишком светло все, слишком ярко, как в театре. Как жаль, целый день пропадет!» Вдруг в синем небе над его головой оглушительно заорала лесная птица сойка, с которой лучики были большие друзья,  поэтому она согласилась вылезти из своего теплого гнезда и посторожить, когда поедет мимо грустный художник. Услышав ее крик, художник вздрогнул от неожиданности, быстро вскинул голову, и его широкополая шляпа отлетела и свалилась в снег. И тут сразу все озорные Солнечные лучики дружно брызнули ему в глаза, и грустный художник с непривычки словно ослеп. Привстал в санях, замахал руками, и тоже вывалился в сугроб. А лошадка на радостях, что сани стали совсем легкими, рванулась вперед, да и припустилась рысью. Добежала до дома и встала перед крыльцом.  Лежит грустный художник в сугробе, а лучики хохочут, глаза щекочут, ну-ка, мол, открывай глаза сейчас же! Сел художник, глаза открыл, а с непривычки и смотреть не может, опять зажмурился. Потом протер глаза, взглянул — и сам себе не поверил. Красота - то какая! В небе голубом тоненькие веточки берез переливаются разными цветами, а их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный скво­речник — ждет не дождется своих жильцов. Снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым, а тени на снегу голубые - голубые! И все вокруг залито солнцем! Долго-долго смотрел грустный художник и на этот дом, и на лошадку, и на высокие деревья. А Солнечные лучики не мешали ему больше. Они уже и так поняли, что их затея удалась.

(на мультимедиа проецируется слайд 9)

И правда, с того дня Грустный художник стал другим. Конечно, он не сделался весельчаком. Но все, же перестал прятаться от Солнечных лучей, и они то и дело появлялись на его картинах. Вот свежий ветер надувает паруса, залитого Солнцем красавца - корабля на большой реке. В небе бегут пушистые облака, река вся покрыта мелкими, быстрыми волнами. Все так нарядно, бодро, весело! Даже и не верится, что эту картину написал грустный художник.

(на мультимедиа проецируется слайд 10)

Золотая осень - это когда листья на деревьях уже пожелтели, но еще не опали. И когда в такой осенний день выглядывает Солнце, весь лес будто горит — такие огненные цвета у листьев — багровый, желтый, красный, оранжевый! Красиво так, что дух захватывает! Голубое холодное небо, спокойная вода речки, золотые березы. И снова все-таки немножко... грустно. Уж слишком недолговечна эта красота. День - два  и ударят морозы, покроется инеем трава, поблекнут цвета.

Но художнику все - таки удалось остановить этот день навсегда. Удивительно, правда?

            (на мультимедиа проецируется слайд 11)

Запомните это грустного художника, звали Исаак Ильич Левитан.

Педагог: Вставайте немного отдохнем.

Физминутка «Веселая береза»:

 

Берёзка в белом сарафане                                   шаги на месте

Весною водит хоровод                                       руки на поясе,

Звенит серёжками тихонько                               повороты в правую и левую сторону

И птичек в гости всё зовёт                                 ритмичные взмахи руками к себе.

Раскроет свои руки-ветки,                                  руки в стороны,

Опустит ветки - пальцы вниз                              сводят руки к центру вниз.

Подставит солнышку листочки                         ​ритмичное покачивание рук над головой

 

                 ( дети стоят по обе стороны мультимедиа)

Педагог: Посмотрите,  перед вами репродукция И.И. Левитана «Березовая роща»

Как вы думаете, в  какое время года изобразил художник березки?

Дети: Он нарисовал березки летом.

Педагог: Место, где растет много берез, называют березовой рощей, художник так и назвал свою картину «Березовая роща».

Педагог: Скажите, какие стволы у берез?

Дети: Стволы стройные, тонкие и изящные. На стволах берез черные пятнышки.

Педагог: Посмотрите, ветки у берёзы вначале растут вверх, а затем под тяжестью множества веточек склоняются вниз. Вверху ветки короткие и тонкие, внизу – длиннее и толще.

Педагог: Давайте мы с вами тоже превратимся в художников и нарисуем  березы в весеннем наряде, но рисовать будем не обычным способом с помощью восковой свечи.

                                    (дети подходят к мольберту смотрят показ)

Педагог: Берем восковую свечу и проводим полосы снизу вверх до конца на листе бумаги - это будут стволы берез.  Далее, синей акварельной краской, проводим линию горизонта. Начинаем закрашивать небо до линии горизонта, а после линии коричневой землю. Мягкой кистью берем темно-зеленую акварельную краску, и на линии горизонта примакиванием рисуем лес на заднем плане. Чуть - чуть дуем на работу, чтобы подсохла. Далее, берем жесткую кисть и тычком зеленой краской рисуем крону у березы. Проходите к своим столам.

(Звучит «Баркарола. Июнь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского дети одевают «волшебные колпачки»  и под музыку рисуют)

Анализ:

Педагог: Каждый из вас нарисовал по несколько березок, а у нас получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц.

Педагог: Скажите, какие работы понравились вам и почему?

                                (дети анализируют работы).

Педагог: Берёза является символом России.

Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы..

Давайте заведём  хоровод и споём песню «Во поле берёза стояла».

    Цегичко Виктория Олеговна

    • Мое педагогическое кредо: «Обучать – значит вдвойне учиться»

    • Образование: высшее, ФГАОУ "Тюменский государственный университет", 2021 г. Психология; среднее специальное педагогическое ГАПОУ ТО "Тюменский педагогический колледж", 2016 г. Воспитатель детей дошкольного возраста

    • Квалификационная категория: первая

    • Педагогический стаж: 5 лет

    • Должность: воспитатель

    • Место работы: МАДОУ д/с 36 города Тюмени