НОД по ФЭМП "Испытания Тетушки Совы" в старшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в
старшей группе «Испытания тетушки Совы»
Программное содержание:
- Совершенствовать умение создавать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник), используя цветные счетные палочки Кюизенера, умение понимать смысл пространственных отношений справа – слева.
- Закреплять названия цветов спектра: белый, розовый, голубой, фиолетовый.
- Развивать внимание и логическое мышление, умение действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
- Развивать умение различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них, умение соотносить число предметов с цифрой в пределах 10.
- Воспитывать умение выполнять задание сообща, помогать друг другу.
Словарная работа: совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Предварительная работа: игры с использованием цветных счетных палочек Кюизенера, словесные игры на развитие логического мышления.
Материалы и оборудование: сундук с письмом и шапочками ученых на каждого ребенка; корзина с мячами и цифрами на них от одного до четырех; цветные счетные палочки Кюизенера; картинки с количеством предметов от 1 до 10, картинки с цифрами от 1 до 10; разрезные картинки «Тетушка Сова», столы, обозначенные цифрами от одного до четырех; эмблемы с изображением тетушки Совы; проектор и мультимедийная доска.
Ход непосредственно образовательной деятельности
- I. Вводная часть
(Дети заходят в группу, раздается звонок (звонит телефон) из сундука)
Воспитатель: Ребята, вы слышите, откуда-то раздается какой-то звук? Интересно, откуда он звучит?
(Дети находят сундук, в котором звонит телефон, открывают и находят там конверт, подают воспитателю. Воспитатель читает письмо.)
Воспитатель: «Я давно за вами наблюдаю, и вы мне очень нравитесь. Вы такие дружные и находчивые ребята, и я решила пригласить вас в свою школу, но сначала вы должны пройти испытания. Я для вас приготовила интересные, но сложные задания. За каждое выполненное задание вы будете получать часть картинки, и в конце, соединив все детали, вы узнаете, кто я. Чтобы вы быстро и легко преодолели все испытания, я отправила вам шапочки ученых…»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие шапочки. Сегодня вы будете настоящими учеными!
(Дети надевают шапочки ученых, воспитатель дочитывает письмо)
Воспитатель: «…Желаю удачи!» Даю вам подсказку: «Мячики лежат в лукошке, а лукошко у окошка».
Воспитатель: Давайте найдем, где же это лукошко?
(Дети находят корзину с мячами у окна. На каждом мяче карточка с цифрой, и соответствующие цифры, заранее расположенные на столах.)
- Основная часть
Воспитатель: Сосчитайте, сколько мячей?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Значит предстоит вам пройти 4 испытания, давайте начнем, покажите мяч с цифрой 1.
(Дети выбирают мяч под номером «1» и стол с соответствующим обозначением. Мяч оставляют около мольберта)
1 задание
Воспитатель: Ребята, сейчас мы отправимся в царство цветных палочек. (Используются наборы цветных счетных палочек Кюизенера, по одному набору на каждого ребенка)
Воспитатель: Из желтых палочек соберите треугольник. Рядом, с правой стороны от треугольника, выложите квадрат из голубых палочек, а с левой стороны прямоугольник, используя красные и фиолетовые палочки.
(Дети выкладывают геометрические фигуры)
Воспитатель: Ребята, какие фигуры вы выложили на столе?
Дети: Треугольник, квадрат и прямоугольник.
Воспитатель: Назовите, какая геометрическая фигура и какого цвета расположена с правой стороны треугольника?
Дети: Квадрат голубого цвета.
Воспитатель: Скажите, с какой стороны от треугольника расположен прямоугольник? Из каких цветов он состоит?
Дети: С левой стороны, из красного и фиолетового цветов.
Воспитатель: Правильно, и мы получаем первую картинку, прикрепим ее на мольберт.
(После каждого задания собираются картинки и крепятся на мольберт)
2 задание
(Воспитатель достает мяч из корзины под номером «2», дети находят соответствующую цифру на столе)
Воспитатель: Назовите, какая это цифра?
Дети: Два.
(Детям раздаются карточки с изображением предметов от 1 до 10)
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть картинка, но для нее нужно найти пару, для этого необходимо сосчитать, сколько изображено предметов на картинке и подобрать нужную цифру.
(Дети считают предметы на картинках, подбирают цифру)
Воспитатель: Ксюша, ты нашла пару для своей картинки? Какая это цифра и почему?
Ребенок (Ксюша): Да, это цифра 4, потому что на моей картинке 4 яблока.
(Аналогичные вопросы задаются всем детям по очереди)
Воспитатель: Вот мы и оказались на лесной полянке.
(Физкультминутка под видео сопровождение на экране)
3 задание
(Достают из корзины мяч с цифрой 3, находят 3-й стол)
Воспитатель: Соберите лесенку от одного до десяти, то есть от самой короткой палочки до самой длинной.
(Дети собирают лесенку, после этого на экране появляется пример того, как она выглядит)
Воспитатель: Ребята, проверьте, правильно ли вы собрали цветную лесенку?
Воспитатель: Сколько всего ступенек?
Дети: Десять.
Воспитатель: Каждая ступенька обозначает своё число. Артем, какое число обозначает белый цвет?
Ребенок (Артем): Один.
Воспитатель: Настя, какая по счету палочка розового цвета, посчитай?
Ребенок (Настя): Вторая.
Воспитатель: Катя, какого цвета палочка находится на третьем месте сверху?
Ребенок (Катя): Голубого цвета.
Воспитатель: Савелий, какое число обозначает палочка красного цвета?
Ребенок (Савелий): Четыре.
Воспитатель: Палочки различны по цветам, а по какому признаку они еще отличаются друг от друга?
Дети: По длине.
Воспитатель: Верно. Саша, назови, какого цвета самая короткая палочка?
Ребенок (Саша): Белого цвета.
Воспитатель: Катя, какого цвета самая длинная палочка?
Ребенок (Всеволод): Оранжевого цвета.
Воспитатель: И с этим испытанием вы справились, можем взять последний мяч.
4 задание
Воспитатель: Какая цифра написана на этом мяче?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Правильно, осталось лишь найти стол с такой же цифрой.
(Дети подходят к столу под номер «4»)
Воспитатель: Это задание смогут выполнить только самые внимательные, поэтому не отвлекайтесь, слушайте вопросы до конца.
(Дети выстраиваются около стола в шеренгу и по очереди отвечают на вопросы воспитателя)
- Сколько ушей у двух собак? (4)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько глаз у светофора? (3)
- Сколько пальцев на одной руке? (5)
- Сколько солнышек на небе? (1)
- Сколько носов у двух котов? (2)
- Сколько пальцев на двух руках? (10)
- Сколько глаз у человека? (2)
- Сколько солнышек на небе ночью? (0)
- Какое число больше 2, но меньше 4? (3)
(После ответа на каждый вопрос на экране появляется изображение для проверки ответа)
- III. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, мы уже прошли все испытания, теперь нужно соединить все детали и узнать, кто же прислал нам письмо.
(Дети соединяют детали, получается картинка с изображением тетушки Совы, далее она появляется на экране)
Тетушка Сова (изображение на экране): Ребята, я не думала, что вы так быстро справитесь. Но я очень рада, и у меня для вас есть награды, но чтобы их получить, необходимо вспомнить, сколько испытаний вы прошли и какие задания выполняли.
(Дети считают мячики, собранные возле мольберта, называют количество испытаний, вспоминают, какие задания выполняли)
Тетушка Сова (изображение на экране): Молодцы, вы очень старались, были очень внимательными и самостоятельными. Ваши награды ждут вас на дне корзинки. Удачи вам и до новых встреч!
(Вручаются награды – эмблемы с изображением тетушки Совы)
Цегичко Виктория Олеговна
-
Мое педагогическое кредо: «Обучать – значит вдвойне учиться»
-
Образование: высшее, ФГАОУ "Тюменский государственный университет", 2021 г. Психология; среднее специальное педагогическое ГАПОУ ТО "Тюменский педагогический колледж", 2016 г. Воспитатель детей дошкольного возраста
-
Квалификационная категория: первая
-
Педагогический стаж: 5 лет
-
Должность: воспитатель
-
Место работы: МАДОУ д/с 36 города Тюмени