НОД по ФЭМП "Испытания Тетушки Совы" в старшей группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в

старшей группе «Испытания тетушки Совы»

                                                                                           

Программное содержание:

  1. Совершенствовать умение создавать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник), используя цветные счетные палочки Кюизенера, умение понимать смысл пространственных отношений справа – слева.
  2. Закреплять названия цветов спектра: белый, розовый, голубой, фиолетовый.
  3. Развивать внимание и логическое мышление, умение действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
  4. Развивать умение различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них, умение соотносить число предметов с цифрой в пределах 10.
  5. Воспитывать умение выполнять задание сообща, помогать друг другу.

Словарная работа: совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Предварительная работа: игры с использованием цветных счетных палочек Кюизенера, словесные игры на развитие логического мышления.

Материалы и оборудование: сундук с письмом и шапочками ученых на каждого ребенка; корзина с мячами и цифрами на них от одного до четырех; цветные счетные палочки Кюизенера; картинки с количеством предметов от 1 до 10, картинки с цифрами от 1 до 10; разрезные картинки «Тетушка Сова», столы, обозначенные цифрами от одного до четырех; эмблемы с изображением тетушки Совы; проектор и мультимедийная доска.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

  1. I. Вводная часть

(Дети заходят в группу, раздается звонок (звонит телефон) из сундука)

Воспитатель: Ребята, вы слышите, откуда-то раздается какой-то звук? Интересно, откуда он звучит?

(Дети находят сундук, в котором звонит телефон, открывают и находят там конверт, подают воспитателю. Воспитатель читает письмо.)

Воспитатель: «Я давно за вами наблюдаю, и вы мне очень нравитесь. Вы такие дружные и находчивые ребята, и я решила пригласить вас в свою школу, но сначала вы должны пройти испытания. Я для вас приготовила интересные, но сложные задания. За каждое выполненное задание вы будете получать часть картинки, и в конце, соединив все детали, вы узнаете, кто я. Чтобы вы быстро и легко преодолели все испытания, я отправила вам шапочки ученых…»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие шапочки. Сегодня вы будете настоящими учеными!

(Дети надевают шапочки ученых, воспитатель дочитывает письмо)

Воспитатель: «…Желаю удачи!» Даю вам подсказку: «Мячики лежат в лукошке, а лукошко у окошка». 

Воспитатель: Давайте найдем, где же это лукошко?

(Дети находят корзину с мячами у окна. На каждом мяче карточка с цифрой, и соответствующие цифры, заранее расположенные на столах.)

 

  1. Основная часть

Воспитатель: Сосчитайте, сколько мячей?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Значит предстоит вам пройти 4 испытания, давайте начнем, покажите мяч с цифрой 1.

(Дети выбирают мяч под номером «1» и стол с соответствующим обозначением. Мяч оставляют около мольберта)

1 задание

Воспитатель: Ребята, сейчас мы отправимся в царство цветных палочек. (Используются наборы цветных счетных палочек Кюизенера, по одному набору на каждого ребенка)   

Воспитатель: Из желтых палочек соберите треугольник. Рядом, с правой стороны от треугольника, выложите квадрат из голубых палочек, а с левой стороны прямоугольник, используя красные и фиолетовые палочки.    

(Дети выкладывают геометрические фигуры)

          Воспитатель: Ребята, какие фигуры вы выложили на столе?

          Дети: Треугольник, квадрат и прямоугольник. 

Воспитатель: Назовите, какая геометрическая фигура и какого цвета расположена с правой стороны треугольника?

Дети: Квадрат голубого цвета.

Воспитатель: Скажите, с какой стороны от треугольника расположен прямоугольник? Из каких цветов он состоит?

          Дети: С левой стороны, из красного и фиолетового цветов.

          Воспитатель: Правильно, и мы получаем первую картинку, прикрепим ее на мольберт.

          (После каждого задания собираются картинки и крепятся на мольберт)

2 задание

(Воспитатель достает мяч из корзины под номером «2», дети находят соответствующую цифру на столе)

Воспитатель: Назовите, какая это цифра?

Дети: Два.

(Детям раздаются карточки с изображением предметов от 1 до 10)

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть картинка, но для нее нужно найти пару, для этого необходимо сосчитать, сколько изображено предметов на картинке и подобрать нужную цифру.

(Дети считают предметы на картинках, подбирают цифру)

Воспитатель: Ксюша, ты нашла пару для своей картинки? Какая это цифра и почему?

Ребенок (Ксюша): Да, это цифра 4, потому что на моей картинке 4 яблока.

(Аналогичные вопросы задаются всем детям по очереди)

Воспитатель: Вот мы и оказались на лесной полянке.

(Физкультминутка под видео сопровождение на экране)

3 задание

(Достают из корзины мяч с цифрой 3, находят 3-й стол)

Воспитатель: Соберите лесенку от одного до десяти, то есть от самой короткой палочки до самой длинной.  

(Дети собирают лесенку, после этого на экране появляется пример того, как она выглядит)

Воспитатель: Ребята, проверьте, правильно ли вы собрали цветную лесенку?

Воспитатель: Сколько всего ступенек?

Дети: Десять.

Воспитатель: Каждая ступенька обозначает своё число.  Артем, какое число обозначает белый цвет?

Ребенок (Артем): Один.

Воспитатель: Настя, какая по счету палочка розового цвета, посчитай?

Ребенок (Настя): Вторая.

Воспитатель: Катя, какого цвета палочка находится на третьем месте сверху?

Ребенок (Катя): Голубого цвета.

Воспитатель: Савелий, какое число обозначает палочка красного цвета?

Ребенок (Савелий): Четыре.

Воспитатель: Палочки различны по цветам, а по какому признаку они еще отличаются друг от друга?

Дети: По длине.

Воспитатель: Верно. Саша, назови, какого цвета самая короткая палочка?

Ребенок (Саша): Белого цвета.

Воспитатель: Катя, какого цвета самая длинная палочка?

Ребенок (Всеволод): Оранжевого цвета.

Воспитатель: И с этим испытанием вы справились, можем взять последний мяч.

4 задание

Воспитатель: Какая цифра написана на этом мяче?

Дети: Четыре.  

Воспитатель: Правильно, осталось лишь найти стол с такой же цифрой.

(Дети подходят к столу под номер «4»)

Воспитатель: Это задание смогут выполнить только самые внимательные, поэтому не отвлекайтесь, слушайте вопросы до конца.

(Дети выстраиваются около стола в шеренгу и по очереди отвечают на вопросы воспитателя)

  1. Сколько ушей у двух собак? (4)
  2. Сколько дней в неделе? (7)
  3. Сколько глаз у светофора? (3)
  4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
  5. Сколько солнышек на небе? (1)
  6. Сколько носов у двух котов? (2)
  7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
  8. Сколько глаз у человека? (2)
  9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
  10. Какое число больше 2, но меньше 4? (3)

(После ответа на каждый вопрос на экране появляется изображение для проверки ответа)

 

  1. III. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, мы уже прошли все испытания, теперь нужно соединить все детали и узнать, кто же прислал нам письмо.

(Дети соединяют детали, получается картинка с изображением тетушки Совы, далее она появляется на экране)

Тетушка Сова (изображение на экране): Ребята, я не думала, что вы так быстро справитесь. Но я очень рада, и у меня для вас есть награды, но чтобы их получить, необходимо вспомнить, сколько испытаний вы прошли и какие задания выполняли.

(Дети считают мячики, собранные возле мольберта, называют количество испытаний, вспоминают, какие задания выполняли)

Тетушка Сова (изображение на экране): Молодцы, вы очень старались, были очень внимательными и самостоятельными. Ваши награды ждут вас на дне корзинки. Удачи вам и до новых встреч!

(Вручаются награды – эмблемы с изображением тетушки Совы)   

    Цегичко Виктория Олеговна

    • Мое педагогическое кредо: «Обучать – значит вдвойне учиться»

    • Образование: высшее, ФГАОУ "Тюменский государственный университет", 2021 г. Психология; среднее специальное педагогическое ГАПОУ ТО "Тюменский педагогический колледж", 2016 г. Воспитатель детей дошкольного возраста

    • Квалификационная категория: первая

    • Педагогический стаж: 5 лет

    • Должность: воспитатель

    • Место работы: МАДОУ д/с 36 города Тюмени