НОД "Насекомые" в старшей группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по формированию грамматического строя речи

в старшей группе «Насекомые»

 

Цель: формирование грамматического строя речи.

Программные задачи:

  1. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными.
  2. Развивать мышление, память и внимание.
  3. Воспитывать любовь к насекомым.

Предшествующая работа: чтение стихотворения Е. Серовой «Великан».

Оборудование: наглядный материал к дидактическим играм (иллюстрации насекомых).

Словарная работа: активизировать словарь детей словами с уменьшительно – ласкательным и увеличительным суффиксами.

Индивидуальная работа: с Петей формировать умение пересказывать рассказ.

Ход НОД:

  1. I. Вводная часть.

Воспитатель читает стихотворение Е. Серовой «Великан».



– Ребята, вам понравилось стихотворение? А что это за зелёная страна такая? Кто жители этой страны? А о ком ещё говорится в этом стихотворении? (ответы детей). Почему автор называет великана добрым? А почему нельзя обижать насекомых? Какую пользу они оказывают природе? (ответы детей)

– Ребята, а вы любите наблюдать во время прогулки за насекомыми? Каких вы знаете насекомых? (ответы детей)

  1. II. Основная часть.

– Давайте, мы с вами узнаем, кто из насекомых как передвигается. Я вам буду говорить про движения одного насекомого, а вы мне – про другого.

Игра: «Кто как передвигается? »

Муравей ползёт, а бабочка …

Бабочка порхает, а муха …

Гусеница ползает, а кузнечик …

Бабочка порхает, а улитка …

Жук ползает, а стрекоза …

Оса летает, а червяк …

Улитка ползает, а стрекоза …

Паук ползает, а пчела …

Оса летает, а червяк …

Кузнечик прыгает, а комар …

Таракан ползает, а стрекоза …

Так кто летает? … Порхает? … Ползает? … Прыгает? …

– Ребята, вот в стихотворении автор назвал ребёнка великаном. А ведь бывают ещё и взрослые люди (которые для насекомых кажутся великанищами). Давайте подумаем, как же тогда можно будет назвать взрослого насекомого? А совсем маленького?

Упражнение «Насекомые – великаны и малявочки»

– Это не паук, а паучище… паучок

– Это не жук, а жучище… жучок

– Это не муравей, а муравьище… муравьишка

– Это не комар, а комарище… комарик

– Это не червяк, а червячище… червячок

– Это не шмель, а шмелище… шмелёнок

– Это не клоп, а клопище… клопик

– Это не таракан, а тараканище… тараканчик

– Как вы хорошо разбираетесь! А вот один начинающий автор решил написать рассказ про насекомых, и, по-моему, всё там напутал. Поможем ему исправить ошибку? Я вам буду читать, что написал этот автор, а вы мне говорите правильно всё предложение.

Упражнение «Исправь ошибку»

– Рядом с цветком жил огромный жучок.

– Возле пенька отдыхал маленький червячище.

– Под кустом играл в прятки мелкий тараканище.

– Около ветки летал громадный комарик.

– Под листом уснул малюсенький комарище.

– Возле муравейника бегал небольшой муравьище.

– Какие же вы молодцы! Теперь с вашей помощью незадачливый писатель напишет интересный рассказ про жизнь насекомых.

Физкультминутка:

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом (идем по кругу).

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки порхают (руки в сторону, машем ими).

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились (разбежались, кружась).

Поднимайте плечики (спина прямая, руки на поясе,

Прыгайте, кузнечики! (прыжки из положения сидя)

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали (имитация еды,

Тишину послушали (замерли, прислушиваясь).

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко! (прыжки из положения стоя)

Мы божьи коровки (прыжки не высоко) -

Быстрые и ловкие (бег на месте!

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками,

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…

Устали ноги от ходьбы (наклоны!

И кушать мы давно хотим (гладим животик…

Домой скорее полетим («летим» нас свои места!

– Молодцы, ребята!

– Ребята, все насекомые разного цвета. Давайте мы назовём их цвета, но только сделаем это ласково.

Игра: «Назови ласково»

– Бабочка жёлтень…

– Муравей чернень.

– Божья коровка краснень…

– Кузнечик зелёнень…

– Бабочка белень…

– Комар серень…

– Жук синень…

– Оса полосатень…

– Молодцы! А скажите мне, где живут насекомые? (ответы детей)

Упражнение «Какие бывают леса? »

– Если в роще растут берёзы, то как называется эта роща? – берёзовая

– Если в роще растут дубы, то как называется эта роща? – дубовая (дубрава)

– Если в роще растут осины, то как называется эта роща? – осиновая

– Если в роще растут ивы, то как называется эта роща? – ивовая

– Если в роще растут клёны, то как называется эта роща? – кленовая

– Если в лесу растут дубы и осины, то какой это лес? – Лиственный лес.

– Если в лесу растут сосны и ели, то какой это лес? – Хвойный лес.

– Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то это какой лес? – Смешанный лес.

– А сейчас я вам расскажу, почему сороконожка босиком ходит.

Воспитатель читает рассказ «Сороконожка»:

– Жила-была Сороконожка. Собралась она в гости. Выглянула в окошко. А на улице дождь идёт. Стала Сороконожка надевать галоши. Пока сорок ножек обула, засветило солнышко.

– Стала Сороконожка галоши снимать. Пока всё сняла, пошёл снег.

– Решила Сороконожка валенки надеть. Пока сорок ножек обула, зима кончилась.

– С тех пор Сороконожка босиком ходит.

– Понравился вам рассказ? Куда собралась Сороконожка? Что она стала делать? Что потом произошло в рассказе? (ответы детей)

– А кто нам хочет сам рассказать эту историю про Сороконожку? (воспитатель даёт возможность 2-3 детям пересказать рассказ)

  1. III. Заключительная часть.

– Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя беседа?

– О чём и о ком мы сегодня разговаривали? (о насекомых, о разных видах леса)

– Кому и как мы сегодня помогли? (Начинающему писателю)

– А что вам понравилось больше всего?

    Цегичко Виктория Олеговна

    • Мое педагогическое кредо: «Обучать – значит вдвойне учиться»

    • Образование: высшее, ФГАОУ "Тюменский государственный университет", 2021 г. Психология; среднее специальное педагогическое ГАПОУ ТО "Тюменский педагогический колледж", 2016 г. Воспитатель детей дошкольного возраста

    • Квалификационная категория: первая

    • Педагогический стаж: 5 лет

    • Должность: воспитатель

    • Место работы: МАДОУ д/с 36 города Тюмени