НОД по дифференциации звуков «с» – «ш» в старшей группе «Путешествие с Сашей»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по дифференциации звуков «с» – «ш»
в старшей группе «Путешествие с Сашей»
Цель: дифференциация звуков «с» - «ш».
Программные задачи:
- Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе.
- Развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.
- Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать другим.
Предшествующая работа: разучивание скороговорок.
Оборудование: кукла, автобус (игрушка); игрушки на звуки «с» и «ш»; картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка, шуба, носки, кувшин, слон; картинки (шут, сук, мышка, маска, каска, каша), сушки.
Словарная работа: активизировать словарный запас по теме «Транспорт», существительными, в которых есть звуки «с» и «ш».
Индивидуальная работа: закреплять с Колей умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.
Ход НОД:
- Вводная часть.
Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша.
– Здравствуйте, дети! Я тоже хочу с вами заниматься.
– Как тебя зовут?
– Меня зовут Фафа.
– Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь правильно говорить?
– Я не умею произносить только некоторые звуки.
- Основная часть.
– Нашу гостью зовут Саша.
– Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?
– С и Ш.
– Сегодня мы с вами будем учиться четко и правильно произносить, и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.
– Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирайте транспорт со звуками С или Ш.
– Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать.
Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш – ш – ш.
– Сели в автобус. Садитесь на стульчики.
Мы в автобусе сидим
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам с вами говорит: с-с-с.
– Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.
Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:
Первая остановка «Чистоговоркино»
– Повторяйте за мной.
Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,
Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.
са—ша—са шо—со—шо
ус—уш—ус аш—ос—уш
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со — у Вовы колесо.
Дифференциация звуков С и Ш в словах.
– Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы, в названии которых есть звук Ш опускайте пальчики вниз, если увидите предметы в со звуком С – поднимайте вверх.
Показываю картинки в окошечке (лиса, карандаш, краски, шуба, бабушка, бусы, чашка, сумка, санки, автобус, груша, уши, коляска, шляпа, сундук, душ).
– Говорите, что вы видите.
Следующая остановка «Заменяй-ка».
– Замените звук С на звук Ш.
Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах где есть звук Ш. Исправьте Сашу.
са – ша
су – шу
ста – шта
спа – шпа
сла – шла
сутки — шутки
миска — мишка
маска — Машка
плюс - плюш
Нахождение предметов со звуками С и Ш.
Остановка «Магазин. Покупай-ка».
– Мы остановились у магазина. Выходите из автобуса. Пока звучит музыка вы можете купить одну игрушку со звуком С, другую – со звуком Ш. (звучит музыка).
– Похвалитесь своими покупками Саше. («Я купила мишку и стул»).
– Отнесите свои покупки к себе на место. Садитесь.
Подбор предметов к признакам.
Дидактическая игра «Про что можно сказать?»
– Дети, посмотрите на витрины магазина какие интересные предметы здесь продаются. Про что можно сказать большой? (-ая, -ой, -ые) Шкаф, слон, кувшин, самолёт, сапоги, санки.
– Про что можно сказать пушистый? (-ая, -ый -ые,) Кашка, снег, шарф, шапка, носки.
– А смешной? (-ая, -ые, -ой) Малыш, маска, усы.
– Составьте с этими словами предложения.
– Послушайте слова-действия. (идёт, стоит). К каждому из них подберите название картинки. Составьте предложения.
Поехали дальше. Спустили пар.
- Физкультминутка.
Машина
Ш – Ш – Ш, Ш – Ш – Ш
(Размахивают руками вперёд, назад)
С – С – С, С – С – С,
(Машут руками над головой)
Би-би-би – гудит машина.
(Постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук-тук-тук – мотор стучит.
Топают ногами.
«Едем, едем, едем, едем», -
«Рулят».
(Он так громко говорит)
Хлопают.
Ш – Ш – Ш, Ш – Ш – Ш
(Размахивают руками вперёд, назад)
С – С – С, С – С – С,
(Машут руками над головой)
Шины трутся о дорогу.
(Потирают ладонями рук друг о друга)
Шу-шу-шу – они шуршат.
Топают ногами.
Быстро крутятся колёса
(Делают «вертушку» руками перед грудью)
Са-са-са – вперёд спешат.
(Хлопают)
Остановка «Угадай-ка»?
– Угадайте, каким словом нужно закончить предложение. Вам помогут картинки. (Шут, сук, мышка, маска, каша, каска)
Клоун — это ….
У сосны большой ….
Кошка съела бедную ....
Снегурочка подарила Маше….
Малыш ест вкусную ....
У солдата большая ....
Произнесение скороговорок.
Последняя остановка «Скороговоркино».
- Вспомните скороговорки со звуком Ш (С).
Шла Саша по шоссе.
Шашки на столе, шишки на сосне.
Саша шапкой шишку сшиб.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Надо суметь тут не шуметь.
Стал солить — не надо шалить.
Крыса не сидит на крыше.
Шестые сутки шутим шутки.
На голове — каска, а в миске — кашка.
– Ура! Я научилась правильно говорить звуки С и Ш и тоже могу сказать скороговорку: Саша шустро сушит сушки.
– Дети, повторите скороговорку.
- Заключительная часть. С какими звуками мы сегодня путешествовали? Сегодня мы с вами учились четко и правильно произносить, и различать на слух согласные звуки. Кто приходил к нам в гости?
Саша:
– Дети научили меня красиво говорить, и я хочу их угостить сушками.
Цегичко Виктория Олеговна
-
Мое педагогическое кредо: «Обучать – значит вдвойне учиться»
-
Образование: высшее, ФГАОУ "Тюменский государственный университет", 2021 г. Психология; среднее специальное педагогическое ГАПОУ ТО "Тюменский педагогический колледж", 2016 г. Воспитатель детей дошкольного возраста
-
Квалификационная категория: первая
-
Педагогический стаж: 5 лет
-
Должность: воспитатель
-
Место работы: МАДОУ д/с 36 города Тюмени