Сказки о Веселом Язычке

 

№1. Жил на свете язычок.  Был у него свой домик.  Домик назывался ротик.  Домик открывался и закрывался. Посмотрите, чем закрывается домик.  (Педагог медленно, четко смыкает и размыкает зубы)

- Чем закрывается домик? (Зубами)

- Правильно! Нижние зубы – это крылечко, а верхние зубы – дверка.

Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел.  Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотрите! (Педагог показывает несколько раз широкий язык и прячет его)

Язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок лакает молоко, и думает: дай-ка я так попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет.

Высунем язычок все вместе! А теперь спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрей, быстрей. Совсем как у котенка получится. Посмотрите! (Педагог делает лакательные движения).  Полакаем молоко теперь все вместе! Дети повторяют упражнение.

А еще Язычок любил песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат «А-А-А», откроет дверку широко-широко и запоет: «А-А-А». Услышит, как лошадка ржет «И-И-И», узенькую щелку в дверке сделает и запоет: «И-И-И». Услышит, как поезд гудит «У-У-У», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «У-У-У».

Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.

№2. Сидел раз Язычок в домике и стал хвастаться: «Я умею петь песни тихо, без голоса, и звонко, с голосом. Все эти песенки слышны в словах, которые говорят люди. Я умный-преумный! Вот какой я молодец!»

Услыхали Губы, как Язычок хвастается, и рассердились.  «Вот как! Только ты один умный! Только ты умеешь песни петь! Мы тоже умеем песни петь. И наши песни тоже слышатся в словах, которые говорят люди. Вот послушай!»

Губы сомкнулись, пустили теплый ветерок и тихо, без голоса, запели: «П-П-П». Как запели губы? Потом они включили голос, пустили теплый ветерок и звонко-звонко запели: «Б-Б-Б».

Губы стали широко открывать домик-ротик и запели тихо, без голоса» «Па-па, папа». Как запели губы? Затем они включили голос и звонко-звонко запели: «Ба-ба». Губы всё пели. Они звонко пели: «Би-би-би», так же сигналит машина. Дети повторяют «би-би-би». И вдруг Губы запели тихо: «Пи-пи-пи» как маленькие цыплята на дворе. Дети повторяют «пи-пи-пи».

Язычок внимательно слушал, как пели Губы. Ему стало стыдно, что он хвастался. Песни Губ ему очень понравились, и он попросил, чтобы Губы ещё раз спели все свои песенки.

Давайте и мы с вами споём эти песенки.

 

 

Артикуляция звуков К, Г

Долго сидел Язычок без дела. Решил он пошалить, покувыркаться. Он опустил хвостик вниз, выгнул свою спинку и стал спинкой тихо, без голоса, стучать в потолок своего домика: «К-К-К». Как стучал Язычок? Потом язычок включил голос и стал звонко-звонко, с голосом стучать своей спинкой в потолок: «Г-Г-Г». Как стучал Язычок?

Затем Язычок широко открыл домик и запел тихо, без голоса: «ка-ка-Катя». Он включил голос и звонко-звонко запел: «га-га-Галя».

- Оказывается, можно петь песни не только хвостиком, но спинкой, - подумал Язычок. И Язычок стал придумывать стишки на эти песенки.

 

Артикуляция звука Х

Кувыркался, кувыркался Язычок, шалил, шалил, стучал спинкой в потолок то тихо «к-к-к», то звонко «г-г-г». Как он стучал? И, наконец, так устал, что незаметно для самого себя задремал. А хвостик у него так и остался опущенным вниз, спинка – поднятой горбом, только до потолка она уже не доставала. Задремал Язычок и стал похрапывать и из домика теплый ветерок выпускать: «х-х-х».  Как похрапывал Язычок? Похрапим все вместе.

Но скоро Язычок проснулся, наверное, от собственного храпа, и стал хвастаться: «Даже во сне я умею песни петь. Опять я новую песенку придумал – «х-х-х». Эта моя песенка слышится в человеческом смехе. Некоторые люди смеются «ха-ха-ха», а другие «хи-хи-хи». Посмеёмся все вместе: ха-ха-ха, хи-хи-хи.

А теперь будем придумывать стишки с этой песенкой.

 

Артикуляция звуков Т, Д

Однажды Язычок сидел в своём домике. Он поднял хвостик и стал тихо, без голоса, стучать хвостиком в верхнюю дверку: «т-т-т». Как стучал язычок?

«Это новая песенка, она поется тихо, без голоса, - сказал Язычок. – Попробую я включить голос и постучать в верхнюю дверку». Он включил голос и звонко-звонко застучал в верхнюю дверку: «д-д-д». Как стучал Язычок?

Потом Язычок широко открыл свой домик-ротик и начал стучать хвостиком тихо, без голоса. «Та-та-та», - запел Язычок. Это песенка барабана.

 

Артикуляция мягких согласных

Однажды Язычок сидел в своем домике. Ему стало скучно. Он приоткрыл свой дом и запел песенку весёлого барабана: «та-та-та». Он пел её легко, не напрягаясь, и песенка звучала твердо, как барабанная дробь. Как пел язычок? Дети повторяют: «та-та-та».

Потом Язычок  подумал: «А если я спою эту песенку с напряжением мышц?» Он сделал шаг назад, опустил хвостик, поднял спинку и крепко-крепко прижался к потолку.  «Тя-тя-тя», - запел Язычок. Теперь это была не песенка весёлого барабана, а новая песенка. Она звучала мягко.  Как запел язычок?

Потом Язычок включил голос и запел: «дя-дя-дя, ня-ня-ня, ню-ню-ню».

Услыхали губы, что Язычок поёт мягкие песенки, напряглись и запели: «пя-пя-пя, пе-пе-пе, мя-мя-мя, бя-бя-бя».

А Нижняя Губа запела: «вя-вя-вя».

Так Язычок и Губы научились петь мягкие песенки. А потом они стали произносить слова, в которых слышатся мягкие песенки.

 

Артикуляция звуков Ф, В и их дифференциация со звуками С, З

Язычок проснулся рано и запел песенку водички – с, а потом песенку комара – з. Нижняя губа слушала-слушала и вдруг сказала: «Я тоже умею пускать ветерок и петь песни тихие и звонкие». «А ну-ка попробуй», - сказал Язычок.

Нижняя Губа быстро поднялась к верхней дверке домика, пустила ветерок и тихо, без голоса, запела: «ф-ф-ф».

«Да, это хорошая песенка, - сказал язычок. – Так фукает ежик. Это его песенка». Потом Губа запела звонко: «в-в-в». А Язычок сказал: «Так гудит самолет, когда летит высоко, высоко».

Затем Язычок и Нижняя Губа стали петь вместе: «с-с-с», - запел язычок, а Губа за ним – «ф-ф-ф; «з-з-з», - пел Язычок, «в-в-в», - вторила Губа.

 

Артикуляция звука С

Язычок долго сидел в закрытом домике. Надоело ему так сидеть, открыл он домик и запел: «и-и-и». Он стал тонким и широким, прижал хвостик к крылечку, быстро закрыл домик и сильно подул, пустил холодный ветерок. Логопед показывает артикуляцию с.

- Вот какая хорошая песенка получилась, как будто вода из крана льётся. -  подумал язычок и опять запел: «с-с-с».- А теперь споём все вместе, как пел язычок. Дети произносят длительно: «с-с-с».

 

Артикуляция звука З

Язычку очень нравилась песенка водички. Он часто её пел, но песенку водички он пел тихо, без голоса, а Язычку захотелось спеть песенку звонкую, с голосом. Он закрыл свой домик, прижал хвостик к крылечку, пустил ветерок, включил голос и звонко-звонко запел: «з-з-з». «Это новая песенка, - сказал Язычок, - это песенка комара. Комар так поет, когда летит и хочет кого-то укусить».

Споём все вместе песенку комара. Дети произносят: «з-з-з».

 

Подготовительные упражнения для артикуляции звуков Ш, Ж

Сидел Язычок в своём домике. Задумал он посмотреть, что делается на улице. Он открыл свой домик и выглянул.  На улице было хорошо и тепло. Решил язычок поиграть.  Вообразил, что он лисичка. Распустил хвостик, чтобы он был широким, и выставил его на улицу, пусть погреется на солнышке. Вот так. Показ.

Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и поднял хвостик кверху.  Вот так. Показ. И домик он закрыл, чтобы собака не вбежала, а хвостик всё держал поднятым кверху.

Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостика не опускал. Уж очень он боялся, что собака откусит у него хвостик. Он всё время держал хвостик поднятым кверху.  Вот так. Показ. Сделаем все вместе. Дети открывают рот и поднимают язык. Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик всё держал поднятым кверху. Вот так. Показ. Но собаки нигде не было.  Она давно убежала.

 

Артикуляция звука Ш

Сидел Язычок дома и вспомнил, как он испугался собаки, как поднимал хвостик кверху и прятался в домик. Он поднял хвостик широкой чашечкой кверху, сделал шаг назад в своём домике. Он закрыл домик, а хвостик всё держал поднятым, губы сделал колесом, пустил тёплый ветерок и запел: «ш-ш-ш». «Это новая песенка, - сказал Язычок. – Так шипит сердитый гусь, когда хочет кого-нибудь ущипнуть».

 

Артикуляция звука Ч

Захотелось Язычку спеть песенку паровоза – ч. Он поднял хвостик, сделал шаг назад в своём домике, стал хвостиком стучать в потолок «ть-ть-ть», пустил ветерок и у него получилось: «ч-ч-ч». Обрадовался Язычок, что научился петь песенку паровоза. Споем все вместе песенку паровоза.

 

Артикуляция звука Л

«Попробую я тоже спеть песенку индюка», - сказал Язычок. Он надул щеки, забегал взад-вперёд и заклокотал, как индюк: «БЛ-БЛ-БЛ». Как клокочет индюк? Дети повторяют: «бл-бл-бл». Потом Язычок перестал бегать, надул щёки, крепко прижал широкий хвостик к верхней дверке и звонко запел: «л-л-л». «Это тоже похоже на песенку индюка, - сказал Язычок. – такая песенка слышится в речи людей. Она звучит твердо».

 

Артикуляция звука Л

Однажды Язычок услыхал звук колокольчика. Он открыл домик и увидел, что маленький Петя бегает по двору и размахивает колокольчиком. А колокольчик звенит: «ли-ли-ли». Произносить надо быстро, чтобы и слышалось как можно меньше. Как звенит колокольчик? Дети повторяют. Язычку очень понравилась песенка колокольчика, и он захотел её спеть. Он поднял хвостик, ударял хвостиком в верхнюю дверку и звонко пел: «ли-ли-ил». «Это новая песенка – песенка звонкого колокольчика, - сказал Язычок. Она звучит мягко».

 

Артикуляция звука Р

Язычок сидел в своём домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку мотора самолёта. Он улыбнулся, показал все зубки, широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел «р-р-р» и почувствовал, что у него задрожал хвостик. Показ. Язычок подставил бумажку и снова запел: «р-р-р». Бумажка отклонилась. Показ. Язычок обрадовался и сказал: «Вот я и научился петь песенку мотора самолёта. Ведь это самая трудная песенка!»

    Цегичко Виктория Олеговна

    • Мое педагогическое кредо: «Обучать – значит вдвойне учиться»

    • Образование: высшее, ФГАОУ "Тюменский государственный университет", 2021 г. Психология; среднее специальное педагогическое ГАПОУ ТО "Тюменский педагогический колледж", 2016 г. Воспитатель детей дошкольного возраста

    • Квалификационная категория: первая

    • Педагогический стаж: 5 лет

    • Должность: воспитатель

    • Место работы: МАДОУ д/с 36 города Тюмени